Как мы знаем, мухи всегда должны располагаться отдельно от котлет – точно так же, как и в презентации не должно быть прямого указания на предложение покупки того или иного товара или услуги.

Но правильно ли это на самом деле?
Если да, то почему очень многие нарушают этот негласный запрет – а если нарушают, то однозначно ли плохими будут результаты? Давайте разбираться.
Может ли вообще презентация (мы имеем в виду маркетинговый материал, а не выступление) использоваться в качестве коммерческого предложения?
Мнения на этот счет диаметрально противоположны, что, на самом деле, удивительно.
Ведь для ответа на этот вопрос достаточно всего лишь взглянуть на типичную структуру и рекомендации составления обоих документов.
Вкратце:

Коммерческое предложение

♦ Объем – максимум 1,5 страницы.
♦ При грамотном использовании не рассылается «вхолодную» (ибо тут же оказывается в спаме или мусорном ведре), а направляется потенциальному на втором этапе воронки продаж – между первым контактом и обсуждением деталей возможной сделки…
♦ …соответственно, цель – разъяснить условия, на которых ваша компания согласна работать с потенциальным клиентом по одному или нескольким вопросам/товарам/услугам.

Презентация

♦ Объем – ограничен рамками здравого смысла (например, если речь о видеопрезентации или исключительно удачной визуальной составляющей, смотреть можно не отрываясь очень долго). Как правило – 10-15 слайдов.
♦  При грамотном использовании не рассылается «вхолодную», однако может использоваться в качестве материала для первого контакта – то есть, на самом раннем этапе воронки…
♦ …соответственно, цель – проинформировать и донести преимущества сотрудничества с компанией в целом.

Итак, мы видим явное различие: коммерческое предложение – документ, описывающий конкретные условия по конкретной партии товара или конкретной услуге:
«Два килограмма гвоздей с оцинкованной шляпкой будут стоить вам 10 долларов. Можем дать скидку 10%».
Презентация же кратко – это:
«ООО «Ромашка» производит гвозди с оцинкованной и любой другой шляпкой уже 25 лет без перерыва на обед. Это – гарантия того, что вы получите свою партию товара точно в срок».
Словом – перед вами имиджевый документ, позиционирующий вашу компанию.

Что мы получаем? Совмещения форматов презентации и коммерческого предложения лучше избегать по причине того, что эти документы преследуют разные маркетинговые цели. Зато никто не запрещает дополнять пакет материалов отдельно оформленным коммерческим предложением – ознакомившись с презентацией компании, потенциальный клиент, скорее всего, посмотрит и на конкретные условия сотрудничества.
Используйте эти два инструмента в тандеме – и да пребудет с вами рост продаж!

По крайней мере, в таком формате для этого действительно есть основания.